В
соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2010 г.
№ 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21,
ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011, № 4, ст. 1935;
№ 28, ст. 4214; Российская газета, 2011, № 201), пунктом 7
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
24 февраля 2009 г.
№ 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9,
ст. 1110), приказываю:
Утвердить
прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г.
№ 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4
февраля 2011 г.,
регистрационный № 19707).
Министр
А.А.
Фурсенко
Приложение
к приказу
Минобрнауки
России
от
22.09.2011 № 2357
Изменения, которые
вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт
начального общего образования,
утвержденный приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от
6 октября 2009 г.
№ 373
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Основная образовательная программа начального
общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию
урочной и внеурочной деятельности в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная
образовательная программа начального общего образования должна содержать три
раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи
и планируемые результаты реализации основной образовательной программы
начального общего образования, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Целевой
раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования;
• систему оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• программы отдельных учебных предметов, курсов и
курсов внеурочной деятельности;
• программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации основной
образовательной программы.
Организационный
раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности;
• систему условий реализации основной
образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный
план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются
основными организационными механизмами реализации основной образовательной
программы начального общего образования.
Основная
образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на
основе примерной основной образовательной программы начального общего
образования”.
2. Пункт 19.1 дополнить подпунктом 4 следующего
содержания:
"4)
общие подходы к организации внеурочной деятельности”.
3. В пункте 19.3 слова "более 3210 часов” заменить
словами "более 3345 часов”.
4. Пункт 19.7 изложить в следующей редакции:
"19.7. Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
• формирование представлений об основах
экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и
природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• пробуждение в детях желания заботиться о своем
здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
• формирование познавательного интереса и
бережного отношения к природе;
• формирование установок на использование
здорового питания;
• использование оптимальных двигательных режимов
для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
• формирование негативного отношения к факторам
риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• становление умений противостояния вовлечению в
табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих
веществ;
• формирование потребности ребенка безбоязненно
обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и
развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать
свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• формирование основ здоровьесберегающей учебной
культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая
здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения
заданий с учетом индивидуальных особенностей;
• формирование умений безопасного поведения в
окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных)
ситуациях.
Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
должна содержать:
1) цель, задачи и результаты деятельности,
обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на
ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих
в ее основе;
2) направления деятельности по здоровьесбережению,
обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся,
отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников
образовательного процесса;
3) модели организации работы, виды деятельности и
формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного,
здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения;
физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления
психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
4) критерии, показатели эффективности деятельности
образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа
жизни и экологической культуры обучающихся;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения
планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся”.
5. Дополнить пунктами 19.10 и 19.11 следующего
содержания:
"19.10. План внеурочной
деятельности является организационным механизмом реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию
внеурочной деятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том
числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы”,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые
и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательного процесса.
План
внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре
года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного
учреждения.
Образовательное
учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности.
19.11. Система условий
реализации основной
образовательной программы начального общего образования в соответствии с
требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе
соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Система
условий должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также его
взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и
в рамках межведомственного взаимодействия).
Система
условий должна содержать:
• описание имеющихся условий: кадровых,
психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического
и информационного обеспечения;
• обоснование необходимых изменений в имеющихся
условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы
начального общего образования образовательного учреждения;
• механизмы достижения целевых ориентиров в
системе условий;
• сетевой график (дорожную карту) по формированию
необходимой системы условий;
• контроль за состоянием системы условий”.
6. Дополнить пунктом 28 следующего содержания:
"28. Психолого-педагогические
условия реализации основной образовательной программы начального общего
образования должны обеспечивать:
• преемственность содержания и форм организации
образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных
программ дошкольного образования и начального общего образования;
• учет специфики возрастного психофизического
развития обучающихся;
• формирование и развитие психолого-педагогической
компетентности педагогических и административных работников, родителей
(законных представителей) обучающихся;
• вариативность направлений
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
(сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование
ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация
обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
• диверсификацию уровней психолого-педагогического
сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
• вариативность форм психолого-педагогического
сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение,
экспертиза)”.
|